Яманни
Главная Вверх Контакт Карта сайта Гостевая книга

С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ!    СПОРТИВНОМУ КЛУБУ "ФУДОСИН" -  10 ЛЕТ!       С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ!    СПОРТИВНОМУ КЛУБУ "ФУДОСИН" -  10 ЛЕТ!     С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ!    СПОРТИВНОМУ КЛУБУ "ФУДОСИН" -  10 ЛЕТ!    С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ!    СПОРТИВНОМУ КЛУБУ "ФУДОСИН" -  10 ЛЕТ!

Главная
Вверх


Яманни - Чинен - Рю Бодзюцу

Донг Тран

Одним из величайших сокровищ островов Рюкю являются традиции боевых искусств, и одна из жемчужин этих сокровищ - система борьбы с оружием, называемая Яманни - Чинен-Рю бодзюцу или Чинен-но-бо. Если это название кажется Вам знакомым , то Вы действительно восприимчивый человек.

Яманни - Чинен-Рю -- одно из самых старых, возможно древнейшее Окинавское искусство борьбы с оружием, действительно заслуживающее названия "кобудзюцу" (древнее боевое искусство). Это название нашёптывалось как легенда, и лишь немногие видели это искусство в действии. И в самом деле, в наши дни лишь горстка людей занимается изучением этого боевого искусства на Окинаве. Однако, оно не только живо, но и пустило корни на американской почве и переживает возрождение благодаря усилиям Кишаба Чоги сенсея на Окинаве и Оширо Тошихиро сенсея в Соединённых Штатах Америки.

Известно, что Яманни - Чинен-Рю пришло из Китая, с легендарным "Тодэ" Сакугавы, который обучил этому искусству Чинена Печина. Последний, в свою очередь передал это искусство трём последующим поколениям своей семьи. Основателем стиля был Чинен Санда  (1842 - 1925), известный также как Яманни Чинен. Его внук, Масами Чинен (1898 - 1976), назвал этот стиль в честь своего деда. А наш сенсей Чинен приходится внучатым племянником Масами Чинену. В семье Чиненов практиковалось Шорин-Рю каратэ и Яманни-Рю бодзюцу. И только сенсей Чинен нарушил эту традицию и начал изучать Годзю-Рю, к счастью для нас.

Затем  Яманни - Чинен-Рю бодзюцу перешло от Масами Чинена сенсея к Кишаба Чоги сенсею. Можно также отметить тот факт, что в 1950 году Кишаба сенсей отправился изучать Годзю-Рю у Мияги сенсея для того, чтобы изучить работу ног в этом стиле. Искусство Окинава Годзю-Рю оставило глубокий след в душе Кишаба сенсея, и он принял меня очень радушно, когда я  встретил его на Гасшуке несколько лет назад. Он сказал мне, что он был членом Джундокана и что все члены одной большой семьи.

Искусство Яманни - Чинен-Рю умерло бы в 60-х годах нашего столетия, если бы Оширо сенсей не повстречал Кишаба сенсея, и тот не передал бы ему это искусство. Кишаба сенсей мог бы оказаться последним в цепочке мастеров этого искусства, не повстречай он Оширо сенсея, который и стал преемником традиции Яманни - Чинен-Рю.

Впервые я встретил Оширо сенсея в 1986 году - через два года после моей встречи с сенсеем Чиненом - и познакомился с самой трудной в изучении и одновременно самой мощной и красивой системой борьбы с оружием. В то время я уже был не новичком  в Окинавских  боевых искусствах с применением традиционного оружия, я практиковался в стиле Матайоши и стиле, популяризированном Тайра Шинкеном. Тем не менее, занятия стилем Яманни заставили меня начать всё с нуля. Изучение этой системы не сводилось к коллекционированию ката или экзотических видов оружия. это было последовательное изучение уникальных, подлинных традиций боевых искусств, корни которых соединили меня с семьёй моего Учителя Годзю-рю. Хотелось бы также отметить, что Оширо сенсей - один из талантливейших Учителей, под руководством которых мне выпала честь заниматься. Основным видом оружия в Яманни - Чинен-Рю  является "кон" или "бо", палка длиной 1,8 метра. И в самом деле, "бо" занимает настолько доминирующее положение, что весь стиль классифицируется как "бодзюцу". Не ожидайте увидеть здесь использование цепи "манрики гусари", лошадиной уздечки "тэкко" или черепашьего щита с кинжалом "тинбей". Яманни "кон" отличают следующие особенности: он круглого (не восьмиугольного) сечения и цилиндрической (не конической) формы. Такая форма "кон" является оптимальной для того, чтобы сконцентрировать энергию на конце палки при выполнении центробежного вращения. Коническая палка является инструментом крестьян, используемым ими для обращения с крупным рогатым скотом.

Касательно инструментов используемых крестьянами, существует миф, который нуждается в опровержении. Большинство из занимающихся Окинавскими стилями борьбы с оружием считают, что эти стили были созданы крестьянами для самозащиты после того, как король Шошин в 15-м веке издал указ о запрещении всех видов оружия.  Но это не так. Прежде всего, у крестьян не было достаточно времени для занятий боевыми искусствами - всё своё время они проводили, обрабатывая землю. Далее, у них не было изначальных знаний о боевых искусствах, необходимых для того,  чтобы превратить обычную палку в грозный "кон". Только "буши" (класс воинов) обладали достаточными знаниями и временем, чтобы заниматься этим. Современные исследования событий того времени показали, что постройка оружейных заводов была более эффективной, чем конфискация всего холодного оружия.  Палка была основным оружием жителей Окинавы во времена гражданских войн 1314 - 1429 гг. Из имеющихся в наличии твёрдых пород дерева можно было легко изготовить высококачественный "кон", многогранность которого позволяла с лёгкостью копировать техники меча, копья и нагинаты.

Работа с Яманни "кон" очень сильно отличается от техники бо в других стилях. Главное отличие - здравый смысл: энергия не должна оставаться в руках или оружии, но использоваться для поражения цели. Этого можно достичь с помощью трёх основных правил:

  • манипуляция с длиной "кон", называемая нуки-саши. Вместо того, чтобы постоянно держать руки на расстоянии 60 см. от концов палки и друг от друга, оставляя для нанесения ударов всего лишь 60 см., занимающийся смещает оружие таким образом, что более длинный конец оружия направляется в сторону противника. Это позволяет наносить удары на большом расстоянии и одновременно большая масса оружия принимает участие в нанесении удара.

  • для того, чтобы оптимально использовать центробежную силу, удар не останавливается у поверхности цели, а как бы проходит сквозь неё. При таком ударе оружие по инерции продолжает своё движение, что позволяет наносить последующие удары или запасать энергию при помощи техники, называемой та-ме.

  • динамическая работа ног увеличивает возможности тела скользить (суриаши), тянуть или выстреливать оружие в цель. Оптимальное сочетание этих трёх элементов приводит к тому, что "кон" постоянно движется на высокой скорости, разрезая воздух с громким свистом.

Мощь, создаваемая при использовании этой техники настолько велика, что любой предмет, находящийся на пути оружия (рука или голова), будет неизбежно раздроблен на мелкие части. Любая попытка блокировать Яманни "кон" (даже с помощью сай) будет глупой и бесполезной. Оширо сенсей рассказал мне, что однажды он сломал бо, подаренную ему Кишаба сенсеем, при демонстрации ката. Я не знаю, что сказал ему Кишаба сенсей после того, как сенсей Оширо рассказал ему о случившемся, но могу предположить как это произошло: вероятней всего сенсей Оширо вращал бо с такой скоростью, что её не было видно (это можно утверждать, зная мастерство сенсея Оширо) и изменил траекторию бо так резко , что инерция сама сломала палку.

Важным звеном в работе с Яманни "кон" является правильное положение рук на оружии. Палку держат не в центре ладони, а у основания пальцев. Два основных пальца отвечают за удерживание "кон" - большой и указательный. Эти пальцы всё время удерживают бо, в то время, как три остальных пальца могут отпускать её. 

Ещё одной характеристикой стиля является постоянный контакт "кон" с руками. Это особенно важно при частых перемещениях бо, которыми изобилует стиль. Перемещения оружия в руках выполняются при постоянном контакте с руками. Благодаря этому становятся возможными плавные, эффективные и симметричные манипуляции.

Принципы Яманни применимы и к вспомогательным видам оружия, таким как сай, тонфа, нунчаку и кама. Быстрые перемещения, динамическая работа всего тела, одновременное парирование и нанесение ответных ударов увеличивают радиус поражения и мощь небольших по размеру видов оружия. 

Изучение Яманни-Чинен-Рю бодзюцу заставило меня глубже взглянуть на традиции Окинавы. Это позволило мне также почувствовать себя частью истории того боевого искусства, которое сейчас переживает возрождение. И прежде всего, это дало мне возможность стать членом очень известной семьи.

Примечания:

Материал подготовлен на основе статьи Дона Трана в журнале "Джундо Эко", в 1998 году.

 [an error occurred while processing this directive]

 

Главная ] Вверх ]


Send mail to fudosin@rambler.ru  with questions or comments about this web site.
Copyright © 2002 Sporting club "FUDOSIN"
Last modified: 06 октября 2006 г.